Как правильно реагировать на критику руководителя

Большинство из нас сталкиваются с такой ситуацией на работе, когда руководитель даёт негативную обратную связь. Совсем не реагировать на критику не так-то и просто. Ключ – в восприятии и смене реакции на неё. Главное, вовремя осознать, что у вас с руководителем есть общая цель и вы последовательно к ней идёте.

В этой статье мы расскажем:

– какие типы критики бывают и как их распознать;

– как правильно реагировать на негативный фидбэк* и работать с ним.

*Фидбэк – обратная связь.

Выделяются два основных типа критики: конструктивная и деструктивная.

  • Конструктивная критика – это всегда обоснованные, конкретизированные замечания и предложения. Цель – желание помочь подчинённому исправить некие недочёты и разобраться в причинах. Руководитель предложит помощь, задаст уточняющие вопросы и подскажет, как улучшить ситуацию. Поэтому высказывания будут всегда спокойные, чёткие и понятные: «В этот раз вышел не тот результат, потому что 1, 2 и 3». 
  • Деструктивная критика – субъективное мнение, не основанное на конкретных фактах. Начальник говорит о постоянных ошибках, непрофессионализме. Конкретных примеров не приводит, на уточняющие вопросы не отвечает и сам их не задаёт, аргументирует позицию недостоверными фактами. 

От типа критики зависит модель поведения. 

Как реагировать на конструктивную критику

  • Спокойно признайте допущенные ошибки: это умение ценится больше, чем готовность спорить. 
  • Задавайте уточняющие вопросы, посоветуйтесь, как правильно выполнить задание и попросите совета, законспектируйте его. 
  • Постарайтесь не перебивайте руководителя, пока он не закончит говорить. 
  • Если чувствуете недостаток знаний или навыков для исправления ситуации, скажите об этом напрямую. Возможно, компания поможет устранить пробелы, отправит на корпоративное обучение или отдаст задачу другому сотруднику. 

Умение принимать критику спокойно – не слабость, а признак сильной, зрелой личности. А вот попытки исправить ситуацию при недостатке знаний могут обернуться большими проблемами, вплоть до увольнения. 

Цените конструктивную критику: она способствует профессиональному и личностному развитию и карьерному росту. Относитесь к ней положительно и с благодарностью.

Как реагировать на деструктивную критику

  • В мягкой форме обоснуйте рабочие моменты, которые от вас не зависят. 
  • Эмоции не должны брать верх. 
  • Постарайтесь перевести беседу в конструктивное русло. Задайте уточняющие вопросы, чтобы получить конкретную информацию.
  • Если ситуация повторяется и ничего не меняется, спросите у себя: хочу ли я дальше оставаться на этом месте работы?

Редакция inplace советует прибегать к этому алгоритму всякий раз, когда вас критикуют. Будьте мудрее и находите в конструктивной критике инсайты*, которые могут показать верное направление для вашего развития. 

 * Инсайт – озарение, прорыв в мыслительном процессе, подсказка.

Бонус от inplace

Рекомендуем к прочтению книгу – Дугласа Стоуна и Шейлы Хин «Спасибо за обратную связь. Как стать неуязвимым для критики и открытым для похвалы». 

Она научит отделять конструктивную критику от субъективных оценок. Вы поймёте, какой вид обратной связи от вас ждёт собеседник: это сделает общение эффективнее и приятнее.