Как понять свое предназначение, или куда идти и с чего начинать

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с непростым вопросом профессионального выбора. Разбирая случаи людей, которые ко мне обращаются, я замечаю, что большинство из них сталкивается с серьезными трудностями, прежде чем находит занятие, которое на самом деле зажигает. По первому образованию я таможенник. Когда меня спрашивают, почему я пошел учиться на эту специальность, я отвечаю, что не знаю. Особенно непонятным мне это кажется сейчас, когда я уже нашел дело, приносящее мне настоящее удовлетворение. Есть один нюанс: для этого мне потребовалось достаточно много времени. В ходе своей работы я сформулировал несколько выводов — возможно, они помогут вам сделать правильный выбор. 1. Все начинается с честной оценки себя! Вне зависимости от того, выбираете ли вы вуз, новую работу, другую должность или даже входите в новый проект. Важно первым делом оценить свои сильные и слабые стороны. Мне очень нравится фраза: «Усиляй сильное». Она подчёркивает, как важно держать фокус на своих сильных сторонах, развивать и совершенствовать их. Вместо этого многие люди концентрируются на своих слабых сторонах, всю жизнь борются с ними или даже выбирают работу или учебу, где они важны, бросая себе «вызов судьбы», и делают ошибку. Поэтому чётко определите свои сильные стороны, попробуйте понять, где бы вы могли стать лучшими, и подбирайте сферу, исходя из этого. Отталкивайтесь от того, в чём вы уже сильны, и вы заметите, как удовлетворение и результаты начнут расти. 2. Заниматься любимым делом. При выборе места работы мы чаще всего думаем о зарплате, локации, соцпакете, но не отвечаем честно на вопрос: «А задачи, которые будут передо мной стоять, будут доставлять мне удовольствие?». Наверное, если бы каждый из нас при выборе профессии задавал себе этот вопрос, мы бы чаще встречали более удовлетворенных работников магазинов, ресторанов, офисов — тех, кто выбрал дело, от которого получает настоящее удовольствие. Меня иногда спрашивают: «Если я буду заниматься тем, что я люблю, мне не на что будет жить. Как быть?». Я отвечаю просто: «Начни с работы, которая не делает тебя несчастным, включи в нее любимое дело и старайся со временем уделять ему больше и больше времени». 3. Будьте увлечены многим, не ограничивайтесь чем-то одним. Вы, наверное, уже заметили тенденцию бизнеса — компании все чаще хотят нанимать «многофункциональных» сотрудников. Наиболее востребованными становятся люди с широким кругозором и опытом, которые, приходя в компанию, берут на себя несколько направлений и легко «жонглируют» ими. Когда вы увлечены многими вещами и не отказываетесь от своих увлечений, вы развиваете в себе такие важные и актуальные качества, как гибкость, адаптивность, креативность и умение держать свою жизнь в балансе. Помните: любое ваше увлечение можно монетизировать. Например, один из моих знакомых продавцов, который умеет писать стихи, в какой-то момент стал сочинять их для своих клиентов, в результате чего повысил их лояльность (и свою зарплату, соответственно). 4. То, чем вы занимаетесь, должно служить вашим жизненным целям и ценностям. Поэтому прежде чем вы начнете искать свое предназначение, постарайтесь разобраться в своих приоритетах. Задавайте себе вопросы, наподобие: «Что для меня действительно важно? Какая основная ценность того, что я делаю?», и главное: «Ради чего мне все это?». Недавно я работал с одним парнем, который в свои восемнадцать лет настолько сильно хотел найти свое предназначение, что едва не дошёл до депрессии. Его проблема была в том, что вариантов было очень много, и он не мог понять, какой из них тот самый. Ему стало легче, когда он определился со своими главными ценностями: независимостью и свободой. Когда он проговорил и осознал это, вопрос выбора отпал сам собой. Он ясно понял, что работа в офисе не для него, и «двигателями» его жизни станут гибкий график и творческая атмосфера. Когда ваша работа соответствует вашим жизненным ценностям, вы запускаете мотор внутри вас, который действительно позволяет «сворачивать горы». * Илья Чадин, персональный коуч и HR-эксперт, более десяти лет работает в HR-сфере, занимал позиции бизнес-тренера, руководителя отдела обучения и HR-директора в компаниях «Мегафон», «ГУМ», BORK.